Европейские стандарты детской безопасности

Само словосочетание «европейский стандарт» понять можно по-разному. С одной стороны, под этим выражением нередко подразумевают традиционно высокое качество, экологическую и прочую безопасность, надежность, солидность и т.д. С другой стороны, возможно и прямое толкование данного оборота речи – то есть законодательно обусловленные нормы использования, изготовления чего-либо. Случаются и некоторые промежуточные варианты: когда сложилась определенная практика («неписаный стандарт»), которая со временем вполне может оформиться в стандарт формальный.

Что касается удерживающих устройств для перевозки детей в автомобиле (в просторечии – детских автокресел), то с точки зрения европейского законодательства, их изготовление и использование регламентируется двумя категориями правовых и нормативных актов.

К первой категории относятся законы, определяющие обязательные правила, касающиеся применения таких удерживающих устройств для детей (имеются в виду возрастная обязательность, правила установки, наказания за нарушения и проч.).

Вторая категория официальных актов содержит регламент конструктивных решений, в большей части касающихся необходимого минимального уровня безопасности, который должны обеспечивать детские автокресла. Здесь главным образом известен свод правил под кодовым названием ЕСЕ R 44 (часто этот набор предписаний называют «Европейский стандарт безопасности детских удерживающих устройств»). В первоначальном видео он был утвержден (под кодом ЕСЕ R 44/01) в 1982 году, но с тех пор неоднократно дорабатывался, совершенствовался, изменялся (версии 44/02, 44/03 и др.).

Последним вариантом (действует с 2009 года) является стандарт ЕСЕ R44/04. Свод правил имеет в своем составе классификацию удерживающих приспособлений для детей по возрастным группам. Всего основных групп насчитывается пять: 0; 0+; 0+ и 1; 2 и 3; 3, а также существуют универсальные с точки зрения возраста устройства. Для каждого возраста имеются сопутствующие правила использования данных приспособлений. Кроме того, стандарт задает необходимые требования относительно того, как должны проводится испытательные тесты детских автокресел, какая необходима маркировка и какова по содержанию должна быть инструкция по эксплуатации.

Есть смысл отметить, что второй описанный стандарт не является строго обязательным. Но европейцы в подавляющем своем большинстве его придерживаются. С другой стороны, отсутствие сертификата на соответствие упомянутому стандарту не обязательно говорит о том, что изделие некачественное или ненадежное. Но с сертификатом уверенности гораздо больше.

Теперь отойдем немного от формальностей и посмотрим, какой смысл имеют европейские стандарты на детские удерживающие устройства для обывателей. Здесь можно заметить ряд интересных особенностей. Во-первых, почти все европейцы используют детские автокресла для перевозки своих отпрысков (и не только своих) в автомобилях. Это тоже своего рода стандарт. Во-вторых, жители Старого света достаточно дисциплинированы и законопослушны – они стараются соблюдать все правила и инструкции в процессе эксплуатации приспособлений для перевозки детей в авто. В-третьих, многие европейские производители автомашин стали предусматривать каким-либо образом установку в своей продукции удерживающих приспособлений для детей.

Заканчивая с формальной и неформальной «европейской стандартизацией» хотелось бы привлечь ваше внимание к одному примечательному факту. В постсоветских странах очень любят к месту и не к месту употреблять выражения с прилагательным «европейский». Например: «европейский выбор», «…уровень жизни», «…стандарт», «…менталитет» и т.п. Причем произносятся эти выражения с должным уровнем пиетета. Во многих случаях подобное отношение к слову «европейский» вполне оправдано. Но в плане стандартизации производства и применения автокресел для детей, некоторые другие страны изрядно «переплюнули» «старушку» Европу. Так можно сказать, например, о США. Это выражается, прежде всего, в обязательности многих принятых там стандартов, в их большем совершенстве, в наличии четкого регламента системы крепления приспособлений для перевозки детей в автомашинах.

Вот таким образом мы ненавязчиво подошли к одному из неписаных европейских стандартов – системе ISOFIX. Изофикс – это как раз система, позволяющая прикреплять детские удерживающие устройства к кузову автомобиля. Систему можно назвать стандартом, но с оговорками. Во-первых, имеются некоторые «разночтения», во-вторых, система не является обязательной, в третьих, сам стандарт формально не принят.

ISOFIX отличается простотой, надежностью и удобством, но требует от конструкции автомобиля наличия некоторых необходимых деталей. Главное же достоинство подобной системы крепления удерживающих устройств для детей – минимизация ошибок в установке и фиксации автокресел.

На сегодняшний день система действительно является неформальным стандартом в Европе, и есть надежда, что в недалеком будущем она окончательно усовершенствуется, а требования к ней формализуются. Тогда появится еще один формальный европейский стандарт относительно удерживающих кресел для детей.