Эволюция детской безопасности

Как может показаться, детские автокресла вошли в нашу жизнь совсем недавно, но это ошибочно. Впервые о детской безопасности начали задумываться в начале 19 века. В этой статье мы расскажем о первых детских автокреслах и покажем как они тогда выглядели.

1935

Первоначальный вариант детских автокресел первый раз был упомянут в издании американского популярного журнала "Современная Механика" 1935 года. Суть конструкции определялась возможностью ограничить действия неусидчивого малыша при совместной поездке. Специальными защитным функциями сиденье поначалу не обладало, поскольку представляло собой стул на длинном стальном штативе, прикрепляемый к полу автомобиля. Да и сам замысел установки в авто являлся скорее следствием разработки, ведь вначале задумывалось использовать кресло дома. Лишь потом, осознавая необходимость родителей усадить ребенка рядом, чтобы получалось спокойно отправляться куда-либо, сосредоточившись на управлении машиной, инженеры выдвинули подобную схему монтажа. Благодаря небольшим скоростям движения того времени для удержания деток достаточным считалось применение стульчика, напоминающего игрушечную лошадь.

1936

Следующая идея, располагать кресло с ребенком поверх автомобильного сиденья породила малоприятное народное прозвище "катапульта". Поскольку ремни безопасности отсутствовали - передвигаться приходилось невероятно медленным темпом, во избежание вылета малышей через лобовое стекло в момент дорожного происшествия. Естественно, аварии случались, показывая своим примером низкую эффективность такого способа размещения пассажира. При скорости 30 км/ч, согласно статистическим данным, гибель человека наступает в 5 % случаев, а по отношению к не пристегнутым детям данный показатель на порядок усугубляется.

1939

На начало 30-х годов автогонщики смогли достигнуть официального рекордного порога скорости свыше 400 км/ч, после чего производители автопрома первой половины ХХ века стали уделять больше внимания вопросу пассажирской безопасности, понимая направление прогресса. В 1939 году американец Лестер Брессон опробовал на своем подрастающем чаде новый дополнительный элемент, впоследствии ставший обязательным, добавив к самодельному жестко зафиксированному стулу поясной ремень, препятствующий выпадению при резкой остановке. Защита ремнем происходила, безусловно, и ранее, но широкого распространения не имела.

Индивидуальные новаторские попытки создать автокресло для маленьких пассажиров концентрировались на обыкновенном поднятии ребенка по высоте, с целью улучшения его видимости. Мысли о предотвращении последствий аварии еще только зарождались. Глядя на эту модель, можно представить, насколько катастрофична ситуация при столкновении. Даже медленная скорость при внезапном торможении отправляет незакрепленный стул по инерции навстречу приборной панели со всеми вытекающими последствиями. Ранние автокресла предусматривали простое удерживание на месте, без защиты во время автокатастрофы.

1940

Последующая концепция подразумевала навешивание рамы непосредственно на само автокресло с тем же самым смыслом - наблюдать за непоседливым отроком не отвлекаясь от вождения. Универсальность приспособления позволяла привешивать такое удобное сиденье, забыв о беспокойстве насчет положения карапуза. Замечательным приложением оказывался руль, пристраиваемый для ребенка, позволяющий подражать управляющему машиной родителю.

Объявление той эпохи сообщает, что "малыш может в нем сидеть или стоять свободно, рулить руль и бибикать, а также переключать передачу рычагом (разве можно еще о чем-либо мечтать в таком возрасте?). Предохраняющая рама его держит - он резвится себе внутри. Замки надежны и безопасны и хорошо помогают при движении. Блестящее хромированное покрытие". Длительный период подобные автокресла имели довольно большую известность, и долгое время были в пользовании.

Преимущество навесных детских автокресел - легкость его использования. Это привлекало, прежде всего, тем, что кресло вместе с ребенком можно было запросто привесить где угодно, даже на дверь, в случае надобности. Видимо, это был своеобразный, актуальный тогда, маркетинговый ход.

1950

Безграничность человеческой фантазии порождала порой весьма уникальные модификации защитных приспособлений для детей в машине. К примеру, устройство от корпорации Фольксваген, приблизительно из начала 60-х годов, во многом походящее на собачий ошейник. Как бы там ни было, но все-таки, своего рода гениальное решение для стандартов безопасности периода "культурной оттепели". При фронтальном ударе, конечно, еще шансы есть, но при боковом - практически сводятся к нулю.

Некоторые детские автокресла снабжались отдаленными подобиями ремней безопасности, но, отсутствие полноценной фиксации к каркасу и недостаточное обеспечение защиты от повреждений приводили старания к нулевой результативности.

Потребность изобретения люлек для новорожденных выводила в свет конструкторские решения навесных коробочек с крепежными петлями, перевозящих младенцев. Если проанализировать и сравнить современные результаты краш-тестов автокресел группы 0 и 0+, то на данном примере автолюльки, надеяться можно лишь на случайность. Потому как груднички, даже в высокотехнологичных современных автокреслах имеют крайне малую вероятность выживания.  Единственное, что способствовало благополучной транспортировке, это относительно невысокая скорость машин.

1957

Шведское конструкторское бюро компании Вольво приобретает патент двухточечных ремней безопасности, применяемых для водителя и пассажира впереди. В этом же году ООН принимает соглашение, касающееся обеспечения автотранспорта специальными средствами защиты для безопасности детей. 

Весьма странной практикой было предложение перевозить всех детей в положении лежа, но таким способом было сложно удержать ребенка на одном месте.

1958

У спорткаров Volvo Amazon Sport (122s) и, несколько позже, на модели Amazon 121 внедряются двухточечные ремни. Проблема заботы о детской безопасности все еще не рассматривается как жизненно важная.

1959

Нильс Ивар Болин, экс-авиаконструктор фирмы Saab, перешедший в Volvo, разработал и запатентовал "Основные правила удерживающих систем для автомобиля" изготовив новую универсальную модификацию ремня, использующуюся и поныне во всех транспортных средствах. Несмотря на реальное и фактическое уменьшение смертельных исходов в автокатастрофах после внедрения такого надежного средства пассивной защиты, еще долгое время многие владельцы транспорта, оборудованного ремнями, нарушали правила пользования ремнем, что весьма плохо заканчивалось.  Благодаря исследованиям 28 000 аварий, произошедших в Швеции на период экспериментов с трехточечным ремнем, Нильс Болин продемонстрировал и доказал высокую эффективность своего изобретения. Пассажиры, не пристегивающиеся защитным ремнем при автокатастрофах на протяжении всей скоростной шкалы до 60 миль/час, подавляющим большинством получали травмы, несовместимые с жизнью. Те же, кто правильно пристегивался - оставались живыми. 

Вопрос повышения детской безопасности в автомобиле оставался актуальным. Потому как попытки защиты детей штатными трехточечными автомобильными ремнями, рассчитанными на взрослого пассажира, при возникновении аварийной ситуации приносили тяжкие повреждения: разрыв диафрагмы, перелом позвоночника и прочие травмы внутренних органов, приводящие к инвалидности или скорой смерти. В связи с этим, более тщательная разработка удерживающих устройств для возрастных категорий от 0 до 14 лет стала вестись более усердно.

1962

Англичанин Джен Эймс изобрел детское сиденье, располагающееся на заднем пассажирском кресле, внутри которого малыши удерживаются трехточечным внутренним Y-образным ремнем, накидывающимся верхними лямками на плечи и фиксируемым между ног. Параллельно с ним Леонард Ривкин из Денвера, штат Колорадо создает идентичное устройство, по сходному образцу. Со временем большинство производителей автокресел станут применять данные принципы удерживания, регулярно совершенствуя их.

1964

Компания Volvo в 1964 году после ряда совокупных исследований с параллельным привлечением специалистов ортопедической отрасли, впервые провела испытания первого прототипа детского автокресла, устанавливаемого против хода движения машины. Профессор Бертиль Альдман провел успешные краш-тесты автокресла. Дальнейшие исследования подтвердили эффективность подобного расположения кресла для младенцев. 

1965

Слишком интенсивные старания обезопасить детей стали результатом экстраординарных решений в области защиты. Подобное крепкое пластиковое кресло, разработанное компанией Дженерал Моторс, с мягкими амортизирующими элементами стало достаточно популярным, поскольку производитель гарантировал положительные результаты краш-теста при столкновении на скорости порядка 90 км/ч. Единственным недостатком считалось ограничение движений ребенка, находящегося в таком положении. В итоге пришлось искать более демократичные варианты. Так как постоянно "заряжать" ребенка в громоздкое автокресло было утомительно.

1967

Плодотворная работа над усовершенствованием изобретения профессора Альдмана привела к выпуску более совершенной версии шведского автосиденья, адаптированного для детей. И на международной выставке Вольво'67 была презентована улучшенная версия, дополненная мягким кожаным покрытием и внутренним ремнем. Обратная позиция кресла положительно зарекомендовала себя за все время использования с момента выхода, ведь по результатам тестирования американского Центра Национальной безопасности дорожного движения такая позиция снижает опасность получения фатальных повреждений у новорожденных на 71%, а у малышей от года до 4-х лет - 45%. В этом же году Volvo инициирует установку на задних сиденьях ремней безопасности, что позволяет крепить детские сиденья сзади.

1969

Немецкая компания Romer Wingard Autogurte GmbH, производящая с конца позапрошлого столетия шлемы для Германской Империи, и к началу 70-х годов ХХ века занявшаяся производством автомобильных ремней, презентовала детское кресло Peggy, оборудованное первым в мировой истории столиком безопасности, оберегающим маленького пассажира, а также высоким подголовником, снабженным боковой защитой. Однако, поскольку официально начался серийный выпуск автомобилей со встроенными автомобильными ремнями, в связи с запретом Федеральным правительством Германии производства машин без ремней, концерн Romer полностью сконцентрировался на изготовлении детских удерживающих устройств. 

1970

Развитие индустрии детской автомобильной безопасности двигается неуклонно по пути прогресса. Несмотря на невысокую степень защиты при ДТП, внешне они становятся близки к современным образцам. Поскольку регулярные исследования с привлечением профессиональных ортопедов способствует созданию более эргономичных форм, эти новинки положительно влияют на состояние комфорта маленького пассажира. Разделение по возрастным категориям уже начинает просматриваться более явно.

1977

Руководство национальной транспортной безопасности США совместно с "General Motors" вводит в эксплуатацию образец манекена трехлетнего малыша Hybrid оснащенный 200 встроенными датчиками регистрирования силы воздействия кинетической энергии, схожий по параметрам с человеком. Такой подход дает возможность более тщательно изучить проблемы защиты маленьких детей при ДТП. До этого момента изучение физики аварии было менее совершенным.

 

1982

Европейское Экономическое Сообщество при Организации Объединенных Наций первый раз принимает обязательный закон, согласно которому все производители детских автокресел, эксплуатируемых на территории Европейских государств, обязуются подвергать производимые удерживающие устройства имитации дорожно-транспортного происшествия, с целью выяснения эффективности  автокресел при защите жизни ребенка. Сиденья проходят тесты на лобовое и боковое столкновение, а также на опрокидывание при скорости 30 и 50 км/ч.

1989

Утверждаются нормативы обязательного использования удерживающих устройств ISO для пассажиров-детей возрастом до 14 лет и перечень требований к каждой возрастной группе и весовой категории детей, с момента рождения и до указанного возраста. В дальнейшем данная система креплений приобретет распределение на универсальную, полу-универсальную и базовую, в соответствии с устройством транспортных средств и потребностей детей.

1993

Детские сиденья, производимые в Европе, обязываются соответствовать стандарту ECE R44 в первоначальном издании. Любое детское кресло, после изготовления определенной партии, снимается с конвейера и отправляется на исследования для выяснения соответствия установленным нормам безопасности. Германия устанавливает систему штрафов за нарушение правильного использования автокресел. Первые штрафы составляли 30 марок для Германии. Сейчас в Европейском Союзе штраф составляет 70-90 евро, в Америке 500 долларов и в России  - 3 тысячи рублей с 2013 года.

1997

Изофикс-система фиксации вводится компанией Britax Romer в сотрудничестве с Volkswagen. Так создается международный образец данного интерфейса для стандартизации точек крепления между автокреслом и автомобилем. Такая схема монтажа исключает ошибочную установку и оптимизирует фиксацию к жесткому каркасу машины. Точками крепления являются специальные металлические петли между спинкой и сиденьем для взрослого пассажира. В сиденьях встраиваются выдвижные рычаги, которые затем подключаются непосредственно к металлическим петлям, приваренным к раме машины. Первое сиденье группы 1, Römer Prince Isofix, имеющее интегрированную систему «изофикс», представлялось компанией Romer в рамках автомобильной выставки во Франкфурте-на-Майне. Схема устройства «изофикс» уменьшает вероятность неправильной установки кресла с 70% до 4%.

1998

Корпорация Recaro расширяет свой ассортимент продукции внедрением первого детского автокресла  - это первый уникальный образец, допускающий возможность адаптировать сиденье под параметры ребенка по мере его роста. Прочный алюминиевый каркас, созданный инженерами-проектировщиками сидений для спортивных гоночных болидов и авиапромышленности, закладывает фундамент нового направления - комбинированных групп 1-2-3, от начального возраста и до 12 лет. Безусловно, на заре развития направления присутствует множество недоработок, но первоначальная версия уже вызывает массу положительных откликов.

2000

В Соединенных Штатах сконструирован новый альтернативный тип фиксации детского сиденья Latch, аналогичный стандарту isofix, принятому в Европе с 1990 года, адаптированный под американские автомобили, в соответствии с Федеральным Стандартом Безопасности транспортных средств №225. Система включает в себя два варианта: 1-нижние жесткие крепления с гибкими верхними фиксаторами и 2 - жесткие нижние направляющие с эластичными фиксаторами в верхней части сиденья. Основным преимуществом данного способа является уменьшение энергии удара в момент дорожного происшествия. 

2004

В городе Кайзерслаутерн (Германия) Открывается Child Competence Center - технический центр компании Рекаро, где проводится разработка прототипов, исследования, апробация и опытное производство автокресел, в том числе и детских.  Продукция получает наивысшие оценки безопасности по результатам регулярно проводимых краш-тестов и получает справедливое общественное признание.

2007

1 января утверждается Национальный Стандарт ГОСТ Р. 41.44-2005, относящийся к правилам и установленным нормам касательно пяти весовых групп детских удерживающих устройств, применяемых в транспортных средствах на территории Российской Федерации. По сути, этот документ представляет собой Правила ЕЭК ООН 44/03, оглашающий требования к удерживающим устройствам и их модификациям.

2008

Французская компания Bebe Confort выпускает модель детского кресла группы 1 с поворотным механизмом "Turnosafe" с пожизненной гарантией. Механизм обеспечивает поворот сиденья под прямым углом в две стороны, существенно облегчая процесс посадки и высадки малыша.

2012

После проведения исследований результатов аварий компанией Britax 2005 года, выяснилось, что в 20 случаях из ста  дети получают смертельные травмы при боковых ударах. Впоследствии многие мировые бренды детских сидений усиленно стали решать данную проблему, а требования независимых тестирующих организаций ужесточились. Добавились боковые краш-тесты в применении к детским автокреслам.

2013

Вступает в силу новая часть закона  ECE R 129, касающаяся закрепления автолюлек и сидений, перевозящих детей от 0 до 4-х лет, а также совершенствуется классификация роста. Согласно этому стандарту, система i-size обеспечивает установку люлек для детей до 15 месяцев против движения и крепления isofix становятся обязательным элементом.

2014

Кресло фирмы Maxi Cosi - 2wayPearl изготовлено с интегрированной системой i-Size. Это первый заводской экземпляр сиденья изготовленного в соответствии с новыми правилами детской безопасности.